Осторожно: дружба с клиентом

На сайте журнала для парикмахеров SCISSORS опубликована моя новая статья. Кстати, ее содержание актуально не только для мастеров-парикмахеров, а для каждого, чья работа связана с людьми и предоставлением им тех или иных услуг.

Увлекательного чтения!

Осторожно: дружба с клиентом

Автор: Виктория Кучерчук, бизнес-тренер, коуч

Когда работаешь с людьми, совершенно закономерно испытывать к некоторым из них особую симпатию и расположение.

А если эта симпатия взаимна, глядишь, слово за слово – доверия становится больше и вы уже друзья. Или это только кажется? И что это такое – дружба с клиентом?

Википедия о дружбе повествует следующее: Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равного положения в социальной лестнице.

Если следовать этому определению – дружба дружбой, а служба службой. И в некоторых случаях придется выбирать: либо вы эксперт стиля и авторитетный советчик, либо вы равны, либо…слуга. И опыт показывает, что иногда недоразумения между «друзьями» могут менять статус мастера не в лучшую для него сторону.

Так что однозначного ответа – дружить или не дружить с клиентом – нет. Если вам комфортно – дружите. Но учтите возможные преимущества и риски сокращения психологической дистанции.

К вышеупомянутым рискам можно добавить следующее:
• Дружеские отношения позволяют клиенту ожидать от вас больше времени и внимания.
• Клиент по-дружески может просить о дополнительных услугах «просто так».
• Вам приходится выслушивать подробности личной жизни клиента, даже если вам хватает других забот.

Однако и бонусы, получаемые от дружбы с клиентом, существенны:
• Клиент предпочитает вас всем другим мастерам и называет вас «своим».
• С готовностью рекомендует вас своим знакомым.
• Если клиент – статусный, дружба с ним повышает и ваш персональный статус.
• Клиент больше вам доверяет, если речь идет об экспериментах со стилем.
• Клиент-друг легче простит вам ошибку.
• Вы можете проще договариваться с клиентом, если у Вас что-то меняется. В графике, записи или условиях работы. К примеру, Вы можете попросить клиента подождать или предложить ему другое время – и рассчитывать на его отзывчивость.

Главное помнить: При всем бескорыстии дружба предполагает полноценный обмен. Уступка за уступку. Услуга за услугу. Если уступаете всегда вы – вряд ли это дружба. Ваша обида или раздражение на клиента могут свидетельствовать о том, что баланс нарушен. Если уступает всегда клиент – скоро его доверие сойдет на ноль.

А главное – будьте искренни в своем интересе к каждому клиенту и в стремлении быть профессионалом своего дела. И тогда – если не дружба, то уважение со стороны клиентов Вам гарантированы!

Post to Twitter Tweet This Post

Leave a Reply