Бібліотека
команда корпоративна культура менеджмент

Ценности компании. Как помочь сотрудникам понять и разделить их

Что такое ценности? Это то, что для человека, группы, поколения является наиболее значимым и важным. То, что является фундаментом, который будет оказывать влияние на выбор направления, развития способностей, выбор образа действий.

Иногда слово «ценности» употребляют как синоним такого понятия как «принципы». Так и есть, «принципы» — это наши основные, главные ценности. Хотя само понятие «ценности» шире. По поводу ценностей групп, поколений, проводились интереснейшие исследования и этому посвящены потрясающие по своей глубине работы… Одна спиральная динамика Грейвза чего стоит!

Если ценности (не)совпадают

Мы нередко слышим фразы, которые звучат обреченно и как приговор — о рушащемся партнерстве, распадающихся браках, увольнениях неужившихся сотрудников: «У них разные ценности», «Конфликт ценностей» и т. п. Но: если ценности одного вступают в конфликт с ценностями группы, реализуется один из двух сценариев: 1) «чужой» уходит, его вытесняют; 2) «чужого» обращают в свою веру. Как сказала одна знакомая, заведующая столовой санатория, решившая изучить искусство коучинга: «Принцип соленого огурца. Если свежий огурец бросить в банку к соленым, он через какое-то время тоже просолится».
А если убеждения согласуются, это предпосылка к взаимопониманию и согласованности действий. Да, действительно, основу для доверия и совместной деятельности создает факт, что у нас общие ориентиры и для нас важны схожие вещи. Да, действительно, бизнесмены знают это. Практически у каждой серьезной компании сегодня есть «магические» Миссия, Видение, Ценности. Честность, Инновации, Активность, Целостность… Не будучи прожитыми сотрудниками, они остаются набором слов, звучащим торжественно и слишком общо.

В основе бизнеса лежит творчество

Выход — есть. Технологически он — в творческих заданиях «на тему». Ведь и в основе бизнеса лежит творчество.
Например, одна из крупнейших страховых компаний Украины, чтобы сотрудники изнутри восприняли и разделили ценности и миссию компании, организовала мероприятие — в Корпоративный Фестиваль с большой буквы — где команды писали корпоративную песню и создавали корпоративный герб. Главное условие для творений: они должны отражать миссию и ценности компании. 18 команд, 18 презентаций гербов, 18 исполнений песен. Победившую песню исполняли все команды. Этому предшествовало несколько репетиций. Как Вы думаете, после того, как сотрудники целый день, объединившись в творческом порыве, работали с формулировками миссии и ценностей, могли ли они остаться равнодушными и отстраненными? Конечно, нет. А пионерско-творческий характер Фестиваля, поддержка дружелюбной и задорной тренерской команды сняли первоначальное легкое напряжение по поводу необходимости решать нетипичные творческие задачи в малознакомой группе коллег по компании, собранной из присутствующих абсолютно случайным образом.
Другой пример — это пример группы компаний Днепротехсервис. Их ценности: Ответственность, Компетентность, Активность, Порядочность, Жизнь прекрасна!
Для них сам формат посвящения новых сотрудников в нюансы своей корпоративной культуры уже на все сто согласуется с ценностями. Двухдневный тренинг командообразования с творческой вечерней программой по типу капустника. В группе участников рядом с новичками есть те, кто официально назван «носителями» корпоративной культуры. Для нас было удивительно узнать, что у Днепротехсервис даже есть изданный своими силами песенник (совсем не тоненький, нужно сказать). В нем — лучшие песни, прежде всего, советского времени. Лучшие песни о главном. Они на слуху, они пробуждают массу чувств, они полны задора и отражают ценности компании. Понятно, что сотрудники находятся в резонансе с ценностями организации.
Помню, когда-то на тренинге «Корпоративная культура» у гениального Тимура Гагина озарением было то, что для поддержания целостности системы в организации организуются три вещи, названные по-советски прямо и грубовато:
  1. Ценз на входе (т.е. отбор правильных людей),
  2. Пропаганда (тренинги, неформальная обработка наставниками или «агентами», часть из которых и не знает об этой своей роли, мифы и легенды),
  3. Контроль (целая система формальных и неформальных мероприятий и технологий).
Прямолинейно и правдиво.
Чтобы все шли в одном направлении. Верили в идеалы компании. Были едины.

Стать похожим, подстроиться — это ключ к доверию, это вам скажет любой практик НЛП.
А вот мой хороший знакомый, коуч успеха Николай Латанский, себя считает противником подобного подхода, некомандным игроком. Стать похожим — это риск утратить индивидуальность, скажут вам Николай и другие новые идеологи лидерства.
Примирят эти крайности мудрецы: «Во что верите, то для вас и правда».
Мы, как и наши клиенты, верим, что вместе мы можем достичь большего, чем поодиночке.

TEAM: Together Each Accomplishes More.