Бібліотека
адізес управління змінами лідерство менеджмент команда

Все, что вы не знали о внутреннем интеграторе, но боялись спросить

Один из наиболее часто задаваемых вопросов в компаниях, которые выбрали работать по Методологии Адизеса, звучит так: «Как не ошибиться в выборе внутренних Интеграторов?»  Хороший вопрос, ведь дальше потребуются определенные инвестиции в обучение. 
Но после того, как из нескольких кандидатов выбран наиболее подходящий (или даже несколько), когда все необходимые обучающие мероприятия и экзамены позади, возникает второй вопрос: «Как правильно «использовать» внутреннего Интегратора, чтобы получать максимальную отдачу от приобретенных им навыков?» Интеграторы тоже, порою, оказываются в замешательстве,  поскольку не умеют ответить на подобные вопросы и правильно себя позиционировать. Ведь добавились не только новые знания и умения, а и сама ролевая идентичность обогатилась или претерпела кардинальные изменения.
Некоторое время назад я отделывалась отговорками, что, мол, не мне решать, особенно если Интегратор – совместитель. То есть, по-прежнему отвечает за привычные функции – будь то HR, PR или контрольно-ревизионная служба,  и только время от времени его привлекают к ведению совещаний синергетических команд (Synerteam).  
И это правда: как часто задействовать Интегратора, решать клиенту. Моя задача – научить прикладным навыкам работы с группами и (по возможности, если это оговорено с клиентом) обеспечить Интегратору стажировку. 
Но последнее время клиенты все больше готовы рассматривать Интегратора как самостоятельную роль. И я больше не могу оставаться в стороне, видя как удачные, так и не очень удачные примеры введения роли Интегратора в организациях наших клиентов.
В этой статье я не буду останавливаться на вопросах отбора, а сосредоточусь на прояснении того, чему мы учим будущих Интеграторов, а также поделюсь своим видением роли и рабочей нагрузки Интегратора.  
Для понимания того, что написано в этой статье,  достаточно знать несколько простых  терминов Методологии Адизеса: Синертим,  Интегратор,  Имплементор,  capi. Остальное с готовностью разъяснят консультанты Института Адизеса, ведущие работу с компанией.

Что участники должны изучить еще до курса Интеграторов

В действительности, обучение начинается намного раньше, за месяц-полтора до начала курса. Ведь чтобы получить возможность учиться на курсе Интеграторов, потенциальные участники должны подтвердить ряд квалификационных требований.  В частности, они должны успешно сдать on-line экзамены по темам «Управление изменениями» и «Роли и стили менеджмента». Экзамены непростые, и дело тут не только в сложных формулировках вопросов с некоторым подвохом. Экзамены требуют обратиться к материалу книг И.Адизеса в дополнении к тому объему знаний, который участники получают на 3-дневном тренинге.
То есть, задолго до курса Интеграторов события разворачиваются таким образом: 
  • Отбор потенциальных участников из ряда претендентов 
  • Обязательное обучение по основам Методологии Адизеса 
  • Углубление полученных знаний посредством чтения книг
  • 2 экзамена продолжительностью 1 час 20 минут каждый 
  • Подготовительная дотренинговая работа, включающая чтение материалов, просмотр специальных подготовительных видео-материалов. Эти материалы связаны не с теорией, а с практическими аспектами ведения совещаний в формате Synerteam. По результатам самостоятельной подготовки, участники отправляют ведущему курса ответ на ряд вопросов, проверяющих усвоение дотренинговых материалов.
Немало, правда? Но перечисленные мероприятия позволяют участнику получить знания, которыми дальше можно делиться с сотрудниками компании, став своего рода внутренним консультантом по Методологии Адизеса. А проверить свои знания он или она могут, благодаря экзаменам. И теперь участник готов к длительному тренингу-практикуму, где сможет научиться, как организовать и вести групповую работу, направленную на выработку решений.
Бывает ли, что участник не сдал экзамен? Да, бывает. Через неделю для него откроется возможность пересдачи. Всего три попытки, и это щедро. Настойчивый студент, сделав выводы из предыдущих попыток, в результате экзамен все-таки сдает.

Чему мы учим на курсе Интеграторов

Итак, основные цели курса Интеграторов – разобраться в следующих вопросах.
  1. Как работа Синертимов (Synerteam) вписывается в общую логику Программы организационной трансформации Адизеса. Запуск работы синергетических команд – это второй этап из одиннадцати, участникам необходимо понимать возможности и ограничения формата, иначе [часто –под давлением обстоятельств и руководителя] они возьмутся за решение вопросов, которые преждевременны и им не по силам, так как требуют дополнительного профессионального инструментария.
  2. Какие решения должны вырабатываться индивидуально, а какие в группе. Совершенно нормально, что после знакомства с Методологией Адизеса в той ее части, которая касается командной работы, компании увлекаются идеей, что «правильные» совещания – залог эффективного внедрения решений.  Но совещания нужны не всегда. Будущие Интеграторы изучают те факторы, которые влияют на выбор, как подступиться к решению – в одиночку или группой. Далее им придется помогать руководителям своих компаний делать этот выбор.
  3. Кто должен быть приглашен в группу по выработке решения. Для того, чтобы решения внедрялись, нужно собрать вместе правильных людей.  Все, кто всерьез изучает Методологию Адизеса, должны знать концепцию capi, которая помогает идентифицировать людей, нужных для решения задачи. Будущие Интеграторы не только ныряют глубже в понимание концепции, а и осваивают коммуникативные техники: как объяснить суть capi другим, какие вопросы (и кому) нужно задать, чтобы сформировать правильный состав группы.
  4. Какие конфликты возникают в процессе выработки решения и как сделать их конструктивными. Совещания – для многих не самый приятный процесс. В ходе групповой работы проявляются накопившиеся противоречия. Некоторые из них полезны, некоторые нет. Некоторые проявляются открыто, а другие затрудняют взаимодействие почти незаметно. Будущие Интеграторы учатся правильному отношению к источникам противоречий, учатся их замечать и грамотно работать с ними. Интеграторы, конечно, не станут волшебниками, способными силой мысли и силой слова устранить противоречия. Но применение ряда приемов им поможет в большом количестве случаев. 
  5. Как интегрировать группу в процессе выработки решения. В ходе курса Интеграторов участники изучают теорию и практику выработки групповых решений: 8 шагов выработки решений, техники прохождения этапов, матрицу командного решения проблем с поэтапным продвижением от проблематизации до выработки плана внедрения, работу с конфликтами. Участники изучают, как верно сформулировать вопросы и как структурировать полученные ответы, как помочь Имплементору получить с помощью команды решение и сформулировать его. И, кроме этого, массу дополнительных важных нюансов. Но все же, курс Интеграторов – это в большей степени практикум, где участники «пропускают через тело» все роли, которые играют в Синертимах люди. Большое количество симуляций помогает побыть и Интегратором, и Имплементором, и Администратором, и Наблюдателем, и Ресурсом. Из своего собственного опыта проще учиться. К сожалению, в ходе симуляций может оказаться, что разумный и перспективный участник не справляется. То есть, пока не может управлять групповым процессом так хорошо, чтобы сразу после тренинга идти и работать с реальными группами. Это не значит, что он никогда этого не сумеет. Но может понадобиться серьезная дополнительная работа над собой, своими установками и навыками.
  6. Как распознавать различные стили менеджмента и взаимодействовать с ними в процессе выработки решения. В ходе симуляций участники начинают лучше понимать как свой PAEI-стиль, так и стили других. Эти знания смогут здорово помочь в работе с менеджментом в компании на ВСЕХ этапах внедрения методологии Адизеса.

Какие знания мы проверяем на экзамене

После тренинга для Интеграторов тоже есть экзамен. И он гораздо сложнее тех экзаменов, которые касались основ Методологии Адизеса. Экзамен требует письменных ответов на десять вопросов, и на него отводится весьма ограниченное время. Не успел – не сдал. В экзамене мы проверяем усвоение материала курса, и вопросы больше направлены на практические аспекты управления групповой работой. 
Несведущему участнику Синертима может быть невдомек, с каким набором переменных имеет дело Интегратор, ведя Синертим, и сколько промежуточных решений о ходе Синертима ему приходится принимать. Но тут как у танцоров и фигуристов – проще всего танец кажется в исполнении спортсменов высшего уровня, которые посвятили тренировкам годы жизни. 
После тренинга мы не ждем мгновенной легкости, но хотим убедиться на экзамене, что будущий Интегратор способен делать правильный выбор осознанно, понимает, что он понимает, как  себя вести,  сообразно задаче, этапу и ситуации.

Что Интегратор должен уметь после курса 

После курса Интегратор должен уметь вести командные обсуждения в формате Синертим. Формат Синертим диктует определенные условия по количеству, правилам, процессу, оборудованию. Каждое из условий направлено на то, чтобы помогать группам, направляя их энергию на решение, минимизируя отвлекающие факторы.
Теперь повторю это снова. После курса Интегратор должен уметь вести командные обсуждения в формате Синертим.  Еще раз: вести командные обсуждения в формате Синертим.
Если руководство хочет, чтобы Интегратор работал в другом формате, без соблюдения требований формата, стоит сразу принять к сведению: это будет не Синертим, а Интегратор, скорее всего, не справится.  
Это не Синертим, и Интегратор не справится:
  • Если в группе 23 участника вместо положенного количества,
  • Если помещение – шумная столовая, актовый зал с рядами кресел или темная подсобка,
  • Если Интегратор и группа не получили конкретного задания,  и участники не понимают цели встречи,
  • Если в группе нет РЕАЛЬНЫХ полномочий принять решение,
  • Если до встречи Синертима не удалось согласовать ход сессии с Имплементором, 
  • Если руководство обесценивает важность соблюдения требований формата Синертим, но требует быстрых и нестандартных решений.
  • Если Синертимом решают другие задачи или продавливают заранее принятые решения.
Опытный Интегратор  с богатым опытом и с багажом дополнительных приемов, возможно, справится с первыми двумя пунктами, но  с остальными – нет. Что уж говорить о новичке.

Чего не стоит ожидать от Интегратора 

Не стоит ожидать от Интегратора, что он или она станут принимать решения вместо Имплементоров.  Интегратор может помочь Имплементору и команде сформулировать решение, но за принятие решения отвечает не он.  И за внедрение решений отвечает не он.
Не стоит ожидать от Интегратора экспертных знаний в обсуждаемом вопросе.  Ведь в Синертиме по принципу capi предписано  быть экспертам. 
Не стоит ожидать, что Синертим выйдет с экономически обоснованным решением с первой же встречи. Синертим не совершает чудес, а работает в режиме реального времени. И далеко не всегда собранная группа сможет предложить решение даже после нескольких встреч. Что поделать: и квалификация, и скорость, и глубина, и способность конструктивно работать разнятся.

В каком формате может быть получена стажировка

Возможно ли включить в работу новичка без стажировки? Не советую. Хотя есть примеры, когда новичок включается в работу без страховки, довольно редки случаи, когда его попытки сразу же успешны. Одно дело – учебная аудитория, другое дело – реальные темы с реальными участниками при всех накопившихся противоречиях между ними.
То, что работает наилучшим образом – очная поддержка профессионального Интегратора Института Адизеса.  Это значит, что на проводимых совещаниях POC и Synerteam свежеобученного Интегратора ждет страховка от возможной растерянности, а также возможность разобрать полученный опыт.  
Перед Синертимом с новичком проводится необходимая подготовка, которая может занимать несколько часов, а может (понемногу) и несколько дней. Также наставник помогает в коммуникации с Имплементором и Администратором.  В ходе Синертима наставник наблюдает за работой стажера, а при необходимости – включается в процесс ведения. После Синертима наставник разбирает со стажером, что прошло хорошо, а что можно оптимизировать и как это сделать.  
Те Синертимы, которые стажер вскоре начинает вести самостоятельно, без наставника, тоже требуют и подготовки, и анализа с наставником. 
Такую стажировку рекомендуется обеспечить в течение 3-4 месяцев. 
Возможна ли заочная стажировка? Например, наблюдение по скайп? Не рекомендую, рациональнее и результативнее работает очный формат.

Роль Интегратора как отдельной штатной единицы

Какой будет нагрузка Интегратора с точки зрения ведения Синертимов? Это зависит от того, как много задач требуется проработать в командах.
Если в компании одновременно запускается в работу четыре Синертима, то можно спрогнозировать приблизительно такой сценарий с точки зрения загрузки: 
  • Четыре раза в неделю по полдня – ведение Синертимов, 
  • Еще четыре раза в неделю по полдня – координационная работа, помощь в  организации промежуточной работы – в разговорах, переписке, в мини-совещаниях.  Здесь же – работа с Имплементорами по конкретизации заданий, с Администраторами по оформлению документации и фиксации промежуточных и итоговых решений Синертимов. 
  • Один день в месяц – встреча ПОК.
  • Раз в неделю – встреча Исполнительного Комитета.
  • Коммуникация с консультантами Институтом Адизеса.
  • Коммуникация с Имплементором ПОКа.
  • PR-работа, связанная с информированием сотрудников об уже решенных задачах,  чтобы было ощущение прогресса, чтобы промежуточные достижения и победы можно было отпразновать.
  • Обучение новых сотрудников основам Методологии Адизеса и основам работы в Синертимах.
  • Возможно, командировки.

Не всегда, правда, будет такой интенсив:  четыре Синертима в неделю. И иногда будет возникать вопрос: а чем же занимается Интегратор, когда не ведет Синертимы?  Поверьте, координационная работа требует не меньше (а то и больше) усилий и внимания. И если Интегратор с кем-то пьет кофе, чаще всего это будет рабочий разговор.

Как измерить качество работы Интегратора, какие KPI обозначить

Поскольку Интегратор ведет работу команд, вырабатывающих решения для PIP-ов – точек потенциального улучшения – возникает предположение, что количество решенных PIP-ов – это и есть измерение качества работы Интегратора.  Но так ли это?
Жаль, но измерять успешность Интегратора таким образом будет абсолютно не правильно. И вот почему. Под решением проблем мы подразумеваем конкретные действия и результаты, а не совещания на эту тему. Но ведь ответственность за конкретные действия за пределами встреч лежит не на Интеграторе, а на Имплементоре. Именно у него полномочия на внедрение. Интегратор – своего рода инструмент, проводник. 
Важно, чтобы измеряемый критерий был в зоне контроля Интегратора.
Если мерять не решенными PIP-ами, то чем? Количеством встреч? Уже ближе, но если «чем больше встреч, тем лучше», это может привести к избыточности и усталости от встреч.
Тогда чем же мерять? Адекватным показателем может быть «количество встреч, отменных из-за недоступности Интегратора».  Но только если Интегратор не является по совместительству продавцом,  бухгалтером, PR-менеджером, тренером, временем которого распоряжается его руководитель. 
Чем еще мерять? Процентом совещаний, которые прошли в соответствии с Методологией. 
Это может быть процент совещаний, которым предшествовала встреча Synercore (встреча “ядра” синергетической команды) – т.е. Интегратор, Имплементор и Администратор заранее встречались и договаривались о взаимных ожиданиях по результату и процессу совещания, проясняли наличие capi и пр.). Такая предваряющая встреча – обязательное условие! Иногда Интеграторы о ней забывают. Или делают уступки, слыша, что Имплементору некогда.
Также это может быть процент совещаний, которые были проведены при наличии оптимального capi. 
Нет capi – нет встречи. Интегратор помогает Имплементорам найти capi, но только Имплементор (человек с полномочиями) определяет, кто ему нужен для выработки качественых решений. Если кто-то из заранее (!) согласованного списка отсутствует,  совещание не даст той пользы, на которую рассчитывали.  Является ли ошибкой Интегратора, если в ходе самого совещания обнаружилось, что кто-то нужный для решения не приглашен? Нет, речь идет только о заранее согласованных участниках.  
Двух-трех показателей вполне достаточно. Таких субъективных  показателей как “нравится – не нравится” избегайте.

Заключение

Роль внутреннего Интегратора важна и ответственна, требует знаний и опыта. Работа с группами – это и ремесло, искусство. 
Обучение – это хороший задел, но обученный Интегратор также нуждается в том, чтобы в процессе вхождения в новую для себя роль его поддержали в самой компании, проявляя уважительное отношение к требованиям формата Синертим. 
От руководителя компании зависит в этом вопросе очень много. 
Но ведь для руководителя важно получить отдачу, ведь так?