Бібліотека
лідерство персональна ефективність управління змінами

Как сохранить продуктивность работы в период политических противостояний?

В корпоративном курсе по управлению изменениями, который в начале двухтысячных я преподавала менеджерам своей компании, содержалась интересная статистика распределения рабочего времени типичного сотрудника умственного труда.

Ситуация стабильности:

  • Продуктивное время – 4,8 ч (60% 8-часового рабочего дня)
  • Общественное время – 1,5 ч
  • Индивидуальное время – 1,7 ч

Ситуация серьезных изменений:

  • Продуктивное время – 1,2 ч (15% 8-часового рабочего дня)
  • Общественное время – 3,2 ч
  • Индивидуальное время – 1,8 ч
  • Паника («Что теперь делать?») – 1,8 ч
Многие руководители способны принять, что в стабильной ситуации индивидуальное «затачивание пилы» и совещания с коллегами важны и требуют времени, но сокращение продуктивного времени в 4 раза в периоды нестабильности заставляет их искать способы как-то исправить положение.
Кстати, приведенная статистика касается как изменений внутренних (например, изменение структуры компании), так и существенных изменений во внешнем окружении (политических, экономических, юридических и т.д.).

Почему падает продуктивность?

Большинство людей болезненно переживают потерю стабильности. Даже те, кто говорит, что изменения желанны.
Судите сами. В стабильной ситуации есть привычные точки отсчета и моральные критерии: черное – белое, союзник – конкурент, причина – следствие, герой – нарушитель.
В нестабильной ситуации, где изменения быстры, существенны и неподконтрольны, человек теряет ориентиры. Понятное вчера наутро оказывается зыбким и неоднозначным. Перспективы туманны, нет уверенности в собственных силах. И страшнее подтвержденных фактов ожидание того, что МОЖЕТ произойти. Воображение рисует мрачные картины, энергия тратится на переживания и поиск опоры.
Change = challenge. Изменение = вызов. Вызов нашим убеждениям, принципам и привычкам. Это волнует. Об этом хочется с кем-то поговорить. Почувствовать, что не одинок. Услышать слова поддержки. Найти союзников и точку опоры.
С кем эти разговоры будут вестись в первую очередь? Да-да, с коллегами. Ведь коллеги для многих работающих современников даже ближе, чем члены их семей. Вторая площадка для дискуссий – социальные сети.
Что делать, когда мысли и чувства людей (а также почтовые ящики и поисковые системы) заняты далеко не рабочими вопросами?

Запретить нельзя разрешить

Мой коллега, проживающий в стабильной и благополучной Швейцарии, недавно сказал: «Мы тут сочувствуем вашим революционерам, но затянувшаяся борьба может пагубно сказаться на перспективах многих успешных компаний в Украине». Оказалось, что он имел в виду не только внешние факторы, но и снижение отдачи от работы сотрудников.
Его комментарий, а также наблюдения за тем, как в компаниях реагируют на политическую ситуацию в стране, побудили меня сформулировать семь рекомендаций для руководителей. Основная идея этих рекомендаций может быть передана двумя словами – лидерство и стойкость.
1. Люди обеспокоены и встревожены происходящим? Не стоит делать вид, что проблем не существует. Не запрещайте говорить о волнующих событиях. Этим вы лишь вызовете сопротивление и загоните его в подполье, что еще опаснее.
2. Причиной беспокойств является недостаток информации и состояние неопределенности, в котором находятся люди? Признайте их право на информацию. В повестку рабочих совещаний включайте краткую сводку внешних новостей. Узаконьте разговоры и поиск информации, введя правила. Например: два раза в день краткая 15-минутная «политинформация» на основании новостей таких-то сайтов. После этого – снова к работе.
3. Люди дезориентированы? Покажите им пример лидерства и стойкости. Пусть компания станет для них островком стабильности. Не отменяйте запланированные мероприятия (тренинги, семинары, совещания) без крайней на то нужды. Любая хаотичность в ваших решениях лишь еще больше разбалансирует систему.
4. Люди фокусируются на том, что вне их контроля, и забывают о том, что им подвластно? Напоминайте людям, что энергия, затрачиваемая на неподвластное – это потерянная энергия. Напоминайте о планах, сроках и ожиданиях.
5. Кого-то из сотрудников или членов их семей события и проблемы затронули непосредственно? Покажите, что знаете об этом и понимаете переживания. Можете предложить посильную помощь. Но настойчиво предлагайте перенаправить энергию с переживаний на рабочую рутину.
6. Вас втягивают в спор? Это старый школьный трюк: как сорвать опрос, если класс не готов к уроку. Воздержитесь от спора, перенесите дискуссию на вечер, накал страстей снизится. То же касается ситуации, когда в коллективе есть непримиримые спорщики, которые хотят за счет рабочего времени прояснить позиции между собой.
7. Ваши убеждения заставляют вас вместе с сотрудниками компании активно участвовать в событиях (протестах, пикетах, демонстрациях)? Если вы собственник – ваше право. Если нанятый менеджер – будьте честны. Оплачиваемое время уделите компании. Личное время используйте так, как считаете верным.
Сколько в мире людей, столько мнений о правильном и справедливом. Когда речь идет о гражданской позиции, о глубинных убеждениях, о вопросах принципиальных и крайне чувствительных, у людей должно быть право и площадка для выражения своей позиции. А компания, в которой это право реализуется, способна стать по-настоящему выдающейся, ведь смелость признавать различия во мнениях, учиться на этих различиях, умение направлять энергию противоречий в конструктивное русло – важнейшая способность для устойчивого развития и роста организации.